Есть звук ы в русском языке. Звук, гласная буква Ы. Закрепление произношения звука «ы» в словосочетаниях

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Калужской области для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья
”Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида”

Звук [Ы]. Буква Ы.

учитель - логопед

высшей

квалификационной

Абрамова Елена

Николаевна

2013

Цель:

Знакомство с гласным звуком [Ы], с буквой Ы.

Задачи:

  • Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой Ы. Звуковой анализ слогов, воспроизведение слоговых рядов со звуком [Ы]. Выкладывание и печатание буквы Ы.
  • Развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память, фонематическое восприятие, просодическую сторону речи, логическое мышление.
  • Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.

Оборудование:

Предметные картинки (дым, дыня, ягоды, лимоны, кот, банты, губы, панамы, петух, дом, тюльпаны), тетради, красные карандаши, Звуковичок [Ы], индивидуальные зеркала, схемы произнесения звуков: «громко-тихо», «длинно-коротко», сказка о звуке [Ы], клоун Васенька.

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед:- Ребята, давайте вспомним, с какими гласными звуками мы познакомились? Молодцы! Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Послушайте сказку.

Васенька: - Подождите, подождите, я тоже хочу послушать сказку.

Сказка о звуке [Ы]

Маленьким гномикам-Звуковичкам очень нравилось учить первых людей произносить звуки. И, вот, однажды Звуковичок [Ы] проснулся, очень сладко-сладко потянулся----ЫЫЫ, так он делал всегда и считал, что если этого не делать по утрам, то никакие дела не будут получаться в течение дня.

Звуковичок [Ы] рано утром пошел гулять и случайно заглянул к людям. Люди крепко спали. Но, вот один из них стал просыпаться и тогда, Звуковичок слегка коснулся его своей волшебной палочкой, и вдруг, человек стал тянуться руками вверх и при этом произносить ЫЫЫЫ-----, так сладко-сладко.

А первый человек разбудил всех и стал показывать, как он может сладко тянуться ЫЫЫ----. Все люди вслед за ним стали также повторять ЫЫЫ---

Вот так, в речи людей появился звук [Ы]- «потянушка».

Основная часть:

Васенька: - Давайте играть в игру: «Потянушки». Все встанем и представим. Девочки сладко спят, а мальчики просыпаются и при этом тянуться Ы-Ы-Ы, а теперь девочки громко тянутся после долгого, сладкого сна Ы-Ы-Ы. Молодцы ребята!

Логопед: - Спасибо, Васенька за игру! Сейчас, сядем за столы и возьмем зеркала в руки, поем звук [Ы] и смотрим в зеркало. При произнесении звука [Ы] губы слегка растягиваются в улыбку, воздух выходит свободно, не встречая на своем пути преград (зубы, губы). Звук [Ы] можно петь громко, тихо, долго. Давайте попробуем… Ребята, если звук поем,значит он? Звук [Ы] какой? Кто-то стучится!

Звуковичок: - Здравствуйте, ребята! Я звуковичок [Э] пришел к вам из прекрасного красного замка Звукового королевства. Пришел к вам, чтобы подружиться с вами, чтобы вы научились слышать мой звук в словах. Для этого давайте немного потренируемся, поиграем!

Игра «Поймаем звук»

Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки! Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:

  • [У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]

В слогах:

  • МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ

В словах:

  • Мышь, мыло, пыль, куст, дым, лук, индюк, утка

Васенька: - Ребята, а я принес картинки, с которыми мы будем играть. (Васенька вывешивает картинки на доску (дым, дыня, ягоды, лимоны, банты, губы, петух, дом, кот, панамы, тюльпаны) и проводит игры с пятью-шестью картинками:

  • «Какая картинка лишняя?»
  • «Запоминай-ка»
  • «Что пропало?»
  • «Что пропало? Что появилось?»

Логопед: - Пора, Звуковичок, познакомить ребят с буквой, обозначающей твой звук.

Звуковичок:- Мой звук обозначается буквой Ы . Будем букву Ы выкладывать из спичек, готовы. (Выкладывание маленькой буквы ы из трех спичек и большой буквы Ы из большого числа спичек)

Буква Ы ходит с палочкой увы.

Логопед: - Напишите букву в воздухе. А теперь на спинах друг друга. Откройте тетради и напишите букву Ы. Каким цветом надо нарисовать кружок под буквой Ы? Молодцы, ребята! Я хочу рассказать вам секрет нашего звуковичка. Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.

Васенька: - И я, ребята, знаю секрет звука [Ы]. Сейчас вам его расскажу, слушайте внимательно: звук [Ы] любит все увеличивать, например: вот один стол, вот …; вот один цвет, на окне стоят…; вот альбом, а вот… и т. д.

Итог занятия:

Логопед: - Ребята, с каким звуком мы познакомились?

Каким цветом будем обозначать звук [Ы]?

Какие секреты у звука [Ы]?

Какие секреты у буквы Ы?

Васенька:- Молодцы, Ребята! Вам понравилось играть, дружить со мной и Звуковичком [Ы]? Давайте для нашего нового друга подготовим небольшие подарки. Вместе с родителями выложите букву Ы.

Звуковичок: Чья буква Ы будет самой красивой, получит от меня приз!


Наталья Ольшевская
НОД по обучению грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»

НОД. Звук и буква «Ы» .

Цели :

коррекционно- образовательные :

Учить детей давать акустико – артикуляционную характеристику

звука «Ы» ;

Формировать умение использовать в речи глаголы единственного и

множественного числа;

коррекционно- развивающие :

Развивать фонематические процессы;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Автоматизировать звук «Ы» в словах, слогах;

Развивать звукобуквенный анализ слогов и слов;

Развивать внимание, память, мышление;

коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование : зеркала, тетради, карандаши, символ- девочка звук ,

кассы, предметные картинки со звуком (Ы,

разрезные азбуки, наборы для составления схем, корабль - панно;

Ход : I. Организационный момент.

Игра «Повтори цепочку слов» :

антенна – ива – панама; танк – петух – утюг; улыбка – мох – эхо;

индюк – кот – пол; кит – хомяк – угол; ток – мак – тина;

пила – автобус – игла; пирог – усы – иволга; пух – этажи – антенна;

уши – избушка – альбом; апельсин – улитка – дым; дом – кот суп.

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем,

В страну сказок улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Смотрим глазками опять. 2. Развитие общей моторики.

Листья осенние тихо / Дети кружатся на носках,

кружатся, / руки в стороны.

Листья нам под ноги

тихо ложатся, / Приседают.

И под ногами шуршат, / Движения руками вправо,

шелестят, влево.

Будто опять закружиться / Поднимаются,

хотят. / кружатся.

3. Развитие мелкой моторики.

Чтоб красиво нам писать Ох, ох, – что за гром

Надо глазки упражнять. (руки к щекам)

Вместе пальчики сведём, Муха строит новый дом

И гимнастику начнем, (имитация движения молотка)

Вправо – влево, Молоток стук, стук, стук -

Вправо – влево, Помогать идёт петух.

Вверх и вниз

Посмотрим смело.

А потом по кругу. Да?

Разбежались кто куда!

4. Массаж лица. Проводится с проговариванием.

Водичка, водичка, Чтоб щёчки краснели,

Умой моё личико. Чтоб смеялся роток,

Чтоб глазки блестели, Чтоб кусался зубок.

5. Развитие мимических мышц.

Как хорошо, когда вы - улыбаетесь.

Как хорошо, когда вы - удивляетесь.

Но как, же нам невесело,

Когда вы сердитесь и огорчаетесь.

6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.

- для челюсти : рот открыть, движение нижней челюсти вправо-влево;

- для губ : изобразить губами произношение гласных звуков : А,У, Ы, И, О;

- для языка : прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы

(4 раза) ; «пароход гудит» (Ы – Ы – Ы) .

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте .

1. Логопед называет один предмет, а дети много :

Шар – шары сноп – снопы дрозд – дрозды

Куст – кусты пруд – пруды боб – бобы

Нос – носы шарф – шарфы гол – голы

Ус – усы столб – столбы

Как вы думаете, какой звук чаще встречается в этих словах? (Звук «Ы» .)

Объявление темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой «Ы» .

2. Акустико – артикуляционный образ звука .

Характеристика звука : звук «Ы» - гласный, произносится голосом,

при произношении звука «Ы» язык находится глубоко во рту.

Произношение изолированного звука «Ы» хором, индивидуально

(вслед за логопедом) .

3. Автоматизация звука в слогах , словах.

Игра «Живые звуки »

Произносятся слоги ЫП, ПЫ. После звукового анализа слога ЫП –

выходят двое детей и выбирают, какими звуками они будут

(например, Вика – звук Ы , а Дима – звук П ) и фишки соответствующих

Цветов (Вика – красную, Дима – синюю) . Дети проверяют правильность

их выбора. То же самое со слогом – ПЫ. (ЫТ – ТЫ) .

Составление слогов из букв разрезной азбуки .

ПЫ – ТЫ – КЫ – КА – КО – КОТ – КИТ – ТИК

IV. Физкультминутка «Ананас похож на шишку…»

V. Связь звука и буквы .

1. Найдите, букву «Ы» среди других букв , которые плывут на

Корабле, панно (А, У, И, Э, П,Т, К, Ы) .

А бедняжка буква – Ы

Ходит с палочкой – увы.

Прописать букву в тетрадях .

VI. Упражнения по развитию лексико – грамматической стороны речи .

Ветер дует, а ветры (дуют)

Птица улетает, а птицы …

Лист желтеет, а листья …

Дождь моросит, а дожди …

Цветок увядает, а цветы …

Холод наступает, а холода …

Урожай созревает, а урожаи …

Лист падает, а листья …

VII. Итог занятия и оценка работы детей.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику этому звуку .

Игра «В каком слове спрятался звук «Ы» .

Я назову 3слова, а вы только слово со звуком «Ы» .

Мошка – мышка – мушка

Ложка – душка – вышка

Кошка – пушка – пышка

Тыква – точка – тучка

Кружка – крышка – крошка

Рыба – рак – рама

Публикации по теме:

Тема: Звук и буква «Й» Программное содержание: -Познакомить детей с буквой И КРАТКОЕ и звуком Й -Закреплять: знания о гласных и согласных.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Конспект НОД по обучению грамоте «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» Конспект занятия по обучению грамоте в.

Речевой и картинный материал.

Введение.

Одна из главных задач работы логопеда в ДОУ – работа по устранению недостатков звукопроизношения. Так как это мешает свободному общению детей со сверстниками. У ребенка могут наблюдаться пропуски, искажения. Замены, недостатки дифференциации звуков.

В нашей стране пособий по автоматизации звуков много. Свою систему работы нам предлагают такие авторы, как Новоторцева Н.В., Богомолова А.И. Туманова Т.В. и многие другие. Вся эта система направлена на исправление произношения согласных звуков: шипящих, сонорных, свистящих и даже более простых звуков, таких как звуки [Д,Н, В]. Литературы по постановке и автоматизации гласных звуков недостаточно.

В моей практике стали встречаться дети, у которых нарушено произношение гласного звука [Ы] . Они заменяют его на звук [И].

При работе я столкнулась с тем, что ребенку недостаточно просто «поставить» звук [Ы], ему необходимо его автоматизировать в словах, предложениях, ввести в самостоятельную речь, провести дифференциацию звуков[ Ы-И]. Материала по данной проблеме очень мало, поэтому цель моей работы — подобрать слова, составить словосочетания, предложения со звуком [Ы], отобрать картинный материал. При этом необходимо было учитывать возраст детей, их возможности. Часто у таких детей встречается нарушение слоговой структуры слова, поэтому я сочетаю работу над автоматизацией звука [Ы], с коррекцией слоговой структуры слова, выстраивая речевой материал в зависимости от слоговой наполняемости: односложные слова, затем двусложные без стечения согласных и так далее, заканчивая сложными слова (четырехсложные слова).

Кроме того, я предлагаю слова со звуком [Ы], не только со звуками раннего генеза, но и свистящими, шипящими, и даже сонорными, так как этот звук часто не получается у детей, когда остальные звуки уже есть. Но эти слова помечаю *, они используются, только при отсутствии дефекта в произношении звуков.

Система мной апробирована уже не первый год и имеет положительный результат.

Материал я даю в следующей последовательности :

  1. Постановка звука
  2. Автоматизация звука в слогах
  3. Автоматизация звука в словах – односложных, двухсложных в середине слова, двухсложных в конце слов, двухсложных со стечением согласных, трехсложных в середине и в конце слов, трехсложных со cтечением согласных звуков, в сложных словах.
  4. Автоматизация в словосочетаниях
  5. Автоматизация в чистоговорках
  6. Автоматизация в предложениях.
  7. Игры и упражнения
  8. Дифференциация звуков [И-Ы]

В соответствии с этой последовательностью выстроен и картинный материал. Эта разработка поможет провести эффективную работу по закреплению звука.

1. Артикуляция звука [Ы].

Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами несколько больше, чем при звуке И. кончик языка значительно оттянут назад, а весь его язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Мягкое нёбо поднято.

2. Постановка звука [Ы].

1 способ. При произнесении звука [И], логопед слегка нажимает на переднюю часть языка. Отодвигая его немного назад.

Подражание. Как гудит пароход? Ы-Ы-Ы.

А теперь ты сам погуди. ЫЫЫЫЫ.

Практический материал по автоматизации звука [Ы]

1.​ Повтори слоги

мы-мы-мы ды-ды-ды сы-сы – сы * ым-ым-ым

ны-ны-ны бы-бы-бы зы-зы- зы* ын-ын -ын

пы-пы-пы вы-вы-вы лы-лы-лы* ып-ып-ып

ты-ты-ты фы-фы – фы ры-ры-ры* ыт-ыт-ыт

2.​ Повтори слова

а) бык, быт, пыль, дым, выть, сын*, мыс*, стык*, ныл*, выл*, сыпь*, зыбь*, рыть*, рысь*.

б) дыня, мыло*, рыба*.

в) дюны, губы, дубы, бобы, зубы*, жабы*, хаты, кеды, ноты, унты, коты, яхты, соты*, кеды, сады*,львы, совы*, косы*, осы*, весы*, часы*

г) бычок, тыква, тыкать, дымок, полынь*, дынька, отдых, дышать*, кумыс*, камыш*, ясный*, дырка*,мышка*,смычок*,ландыш*

д) гномы, пальмы, бубны, ванны, клены, сосны*, слоны*, шляпы*, лампы*, шайбы*, ленты, кофты, банты, бухты, мосты*, кусты*, хвосты*, клесты*, зонты*, звезды*, клювы,

е) кабины, кабаны, погоны, кочаны*, поляны, вагоны, батоны, бегуны, кабаны, газоны*, галеты, монеты, канаты, букеты, газеты, пакеты, халаты*, победы, обеды, обиды, комоды, ягоды, удавы, мотылек, косынка*, пустыня*, обезьяны, тюльпаны, флаконы*,клоуны*, капканы, комнаты, шахматы*, подносы*.

з) самокаты, космонавты, чемоданы, бегемоты, барабаны, макароны, почтальоны.

3. Повтори словосочетания

Зеленые банты, тяжелые ванны, чугунные ванны, быстрые бегуны, огромные букеты, спелые бананы, вкусные ягоды, зеленые сосны, смешные клоуны, лесные поляны, лесные ягоды, забавные обезьяны, новые шубы, вкусные ягоды, желтая дыня, стройные дубы, смелые львы.

4.Чистоговорки

Ды-ды-ды — в лесу дубы.

Ты-ты-ты — у Наты ноты.

Вы-вы-вы – нет совы.

Сы-сы — сы – у кота усы.

Ды-ды-ды – на снегу следы.

Ты-ты-ты – у Любы банты.

5. Повтори предложения.

На юге пальмы. У Любы гольфы. Гена ест конфеты. У Вовы конфеты. На столе стаканы. Вова моет с мылом шею. Коля моет дыню. У Люды есть ленты. Коля шел мыть тыкву. У Ноты новые банты. В лесу клены, дубы, сосны. У Вовы ноты. У нас вкусный обед. Вова был у бабы Любы. У обезьяны бананы. В зоопарке львы. У Ульяны зеленые банты. Папа несет батоны. Бабушка пасет быка. У болота камыши. У Гены новые кеды. На снегу следы. По реке плывут льды. У воды удавы. На копытах подковы. Дома мало воды. Мама дала Кате дыню.

По ночам сова летает, в темноте мышей пугает.

6. Повтори стишки.

Вот бычок: «Му-му-му».

Надо кашу дать быку.

«Ма — мо-му, ма-мо-мы»

Надо дать быку воды. (С.В.Батяева)

Мышка в норку убежала.

В лапы к кошке не попала.

Мышь смеется «Ну дела,

Кошку я обогнала» (считалка)

6.Игры и упражнения

А) «Один — много» (образование именительного падежа множественного числа существительных.)

Панама — панамы

Ягода — ягоды

Поляна — поляны

Канава — канавы

Вагон — вагоны

Банан – бананы

Букет – букеты

Кабан – кабаны

Томат – томаты

Бутон – бутоны

Б) Назови ласково (словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

Бык – бычок, тыква — тыквочка, дым – дымок, дыня- дынька, сын – сынок, косынка –косыночка, рыба- рыбка, мыло- мыльце, сыр-сырок.

В) Давай, посчитаем. (согласование числительного два с существительными)

Две хаты, две ноты, две губы, две буквы, две пальмы, две ленты, две ванны, две галеты, две монеты, две поляны, две газеты, две ягоды, две сосны, две звезды, две обезьяны, две вазы, две, осы, две косы.

Г) Игра «Один-много» (образование существительных множественного числа в Родительном падеже.)

(много чего?)

Вода – много воды

Вата — много ваты

Тыква — много тыквы

Клюква — много клюквы

Пена — много пены

Капуста — много капусты

Солома — много соломы

Колбаса — много колбасы

Трава — много травы

Крупа — много крупы

Свекла — много свеклы

Д) Образование относительных прилагательных.

Ствол ели – еловый

Пирог из ягод – ягодный

Сок из томатов — томатный

Лист дуба — дубовый

Лист клена — кленовый

Комок из снега — снежный

Сок из яблок – яблочный

Веник из березы — березовый

Лист железа — железный

Е) Скажи наоборот.

Дорогой — дешевый

Легкий — тяжелый

Тонкий — толстый

Больной – здоровый

Пустой — полный

Холодный — теплый

Светлый — темный

Богатый- бедный

Белый — черный

Веселый – грустный

Злой — добрый

Новый — старый

Сухой – мокрый

Сильный — слабый.

Сладкий — соленый.

Северный — южный.

8. Дифференциация звуков [Ы-И]

А) Повтори слоги

ты-ты ды-ди ны-ни

бы-бы зы-зи фы-фи

гы-ги мы-ми кы-ки

пы-пи сы-си вы-ви

б) Повтори слова парами

Ныл – Нил

Мыло – Мила

Мышка – мишка

В) Повтори слова

быки, дыни, зимы, пимы, липы, ивы, киты, плиты, пихты, битвы, чистый, пижамы, лимоны, дельфины, пингвины, апельсины, бинты, винты, магниты, билеты, диваны, льдины, гиены, осины, пионы, филины, минуты, листы, пистолеты.

Г) Повтори словосочетания

сладкие дыни, стройные липы, высокие осины, мягкие диваны, новые плиты.

Д) Повтори предложения, стишки.

У Нины ноты. Ивы у реки. Дима ест дыню. Из трубы идет дым. В лесу были белые грибы. У мамы дети. Быки были на поле.

Сливы у Нины

Вишни у Димы

Тыквы у Вити

Дыни у Мити.

Мы козлики.

Мы козлики!

Какие вы?

Рогатые!

Мы котики!

Какие вы?

Мохнатые!

Мы ежики!

Какие вы?

Колючие!

Мы девочки!

Какие вы?

Красивые!

А вы, какие мальчики?

Мы — сильные! (В. Данько)

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья осины,

Листики клена,

Листья калины,

Листья малины мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (Н. Нищева)

Мишки и мышки.

Мишки с мышкой поиграли,

Мышке ушко оторвали.

Ушко сделано из ваты.

Разве мишки виноваты? (К.Стрельникова)

Е) Игры и упражнения. «Один – много»

Образование множественного числа существительных. (ы или и)

Панама — панамы

Петух — петухи

Домик — домики

Билет – билеты

Пион — пионы

Веник — веники

Паук — пауки

Диван – диваны.

Лебедь – лебеди

Вагон – вагоны.

Список использованной литературы:

1.​ Егорова О.В. Звуки Т, Т’, Д, Д’ (речевой материал и игры по автоматизации звуков у детей 5-7 лет). Москва 2008

2.​ Егорова О.В. Звуки В, В’, Ф, Ф’ (речевой материал и игры по автоматизации звуков у детей 5-7 лет). Москва 2005

Цели:

  1. Познакомить со звуком [Ы] и буквой Ы.
  2. Развитие фонематического слуха, наблюдательности, внимания, памяти.
  3. Воспитание прилежания, ответственного отношения к учебе, к школе.

Оборудование:

  • алфавит, печатная буква Ы, табличка Ы, "звуковички",
  • картинка "Сова", картинка "Бобры", подарок-сюрприз "Сова" (символ) - на каждого ученика.

I. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая его обозначает.

II. Новый материал.

Постарайтесь услышать этот звук в словах, которые я сейчас произнесу. (Дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь, брысь, дырка, улыбка, . . .)

Молодцы! Действительно, во всех словах есть звук [ы]. А что вы можете о нем сказать? Гласный он или согласный? Докажите. (Звук [ы] - гласный, т. к. его можно тянуть и петь).

Давайте потянем звук [ы]. (ы - ы - ы. . .)

Давайте попоем, (ы - ыы - ы - ыы. . .)

На доске: "звуковички"

Каким "звуковичком" можно обозначить звук [ы]? Почему? (Гласные звуки обозначаются красным цветом.)

А кто знает, какой буквой обозначается звук [ы]? (Буквой ы.)

Как ее можно узнать? На что она похожа? (Свободные высказывания детей.)

Выставляется табличка с шуточным изображением буквы Ы в виде старухи с клюкой.

А вот шагает буква Ы,
Без Ы не выучитесь вы.
И бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы. (А. Шибаев)

На доске: на “звуковичок” ставится печатная буква Ы.

А в таком виде буква ы встретится вам в учебниках и книгах

На доске: табличка (буква ы - печатная и письменная).

Назовите буквы на табличке. Чем они отличаются? (Печатная и письменная.)

На доске: алфавит.

Найдите место буквы ы. Покажите.

Тыр-пыр, восемь дыр,
В каждой дырке - целый мир,
В каждом мире - вкусный сыр,
В каждом сыре - восемь дыр.

Вопрос для самых внимательных:

В каких словах этого веселого стихотворения вы услышали звук [ы]?

Назовите. (Дети называют слова.)

Ребята, а знаете ли вы сами слова со звуком [ы]? Попробуйте назвать, но при этом поясните, где слышится звук [ы]: в начале слова, в середине или в конце.

Дети приводят примеры слов.

Ребята, сделайте вывод, где в слове может быть звук [ы].

Вывод: звук [ы] в начале слова не произносится.

Двустишие

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.

Ребята, а откуда сова может знать, что нет слов на букву ы? Какой птицей считается сова? (Сова - умная птица, ученая.)

Действительно, сова считается символом мудрости, больших знаний. Призом интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?” является хрустальная сова.

Совушка - сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг - как полетит!

Сейчас я проверю ваши знания. Отгадайте загадку.

Водяные мастера

Строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобры.)

Где в слове - отгадке слышится звук [ы]?

Как догадались, о ком идет речь в загадке? Как в этой загадке называют бобров? (Водяные мастера.)

Работа над лексическим значением выражения “водяные мастера”.

На доске картинка “Бобры”.

Посмотрите на картинку внимательно. Как бобрам удается строить дом без топора? С помощью чего они это делают? (С помощью зубов.)

Посмотрите, какие толстые деревья они перегрызают своими мощными зубами.

Ребята, а что вы сами знаете об этих животных и можете рассказать?

(Свободные высказывания детей.)

А теперь послушайте текст Н. Сладкова “Лесная хатка”. Он тоже о бобрах. Чтение текста учителем. (Моя любимая азбука, с. 55)

Что нового вы узнали о бобрах? Как называют их жилища? (Хатки.)

Работа над лексическим значением слова “дровосеки”.

От каких слов произошло слово “дровосеки”? (“Дрова”, “сечь”.)

Мы узнали, какие бобры - мастера - дровосеки, а я сейчас узнаю, какие вы мастера скороговорок. Работа над лексическим значением слова “скороговорка”.

От каких слов образовано слово “скороговорка”? (“Скоро”, “говорить”.)

Все бобры добры

Для своих бобрят.

В каких словах есть звук[ы]? Где он произносится?

Кого в этой скороговорке называют бобрятами? (Бобрята - детеныши.)

1) Чтение хором (3-4 раза).

2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика).

Идут бобры

В сыры боры.

В каких словах есть звук [ы]? Где он произносится? Работа над лексическим значением выражения “сыры боры”.

1) Чтение хором (3-4 раза).

2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика),

Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют.
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!

III. Обобщение

Наш урок подходит к концу. Кому из вас было интересно на уроке - поднимите руки.

Что вам показалось особенно интересным? Что запомнилось?

Вы показали себя с самой лучшей стороны. Пройдут годы - если учеба станет вашим главным и любимым занятием, может быть, когда-нибудь вы получите хрустальную сову - свидетельство больших знаний и высокого интеллекта, а пока в знак благодарности за урок я дарю вам приз поскромнее - бумажную сову.

Всем детям раздаются призы.

Урок окончен. Спасибо.

Урок в 1 классе по чтению на тему: « Гласный звук [ы], буква ы »

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [ы], буквой ы .

Оборудование урока: учебник В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Азбука.1 класс, часть первая, записи на доске, магнитные карточки с буквами, плакат – «Город Букваринск», воздушные шары, рисунки (мышки, мишки)

Задачи:

    Учить отличать гласные звуки от согласных

    Учить давать качественную характеристику гласного звука (гласный, ударный или безударный)

    Проанализировать особенности произнесения звука [ы]

    Учить различать букву ы как знак звука [ы]

    Учить определять место звука ы в словах (в середине или конце слова)

    Учить сравнивать слова по произношению и написанию (слова со звуками/буквами[ы], [и])

    Развивать умение наблюдать за изменением формы слова (единственное и множественное число)

Ход урока

Развёрнутый план урока

    Организационный момент

Звенит звонок:

Начинаем наш урок!

Проверим готовность к уроку. У вас на столах должна быть азбука, пенал, зелёные тетради. Молодцы. Садитесь.

    Проверка домашнего задания.

На доске записана пословица «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

(Если ты чего- то не знаешь, то не надо стесняться, необходимо спросить об этом у старших)

Правильно, вы только учитесь, поэтому не бойтесь переспрашивать, если что - то не поняли. Каждый день в школе вы узнаёте что-то интересное, открываете для себя что-то новое. Думаю, что и этот урок чтения не станет исключением. Но сначала мы с вами вспомним буквы, которые мы уже изучили. Трое учеников подготовили вам загадки, слушайте внимательно, не торопитесь с ответом.

На доске 4 карточки с буквами. Если ученик отгадал загадку, то он идёт к доске и переворачивает карточку.

В море плавала акула
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву… (А)

Ты иголкой вышивай,
Зря колоться не давай.
А уколет, преврати
В неколючку букву… (И)

Круглой формы голова,
Той же формы буква...
(не А, а О)

Скажите, на доске изображены буквы или звуки? (буквы)

Докажите своё мнение (буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим).

Верно, сейчас я буду указывать на букву, ваша задача произнести хором звук, который она обозначает.

Молодцы, вы справились с этим заданием. Эти три буквы уже живут в городе Букваринске на улице гласных. А вы заметили, что на доске осталась неперевёрнутая карточка? (да)

Сегодня мы познакомимся с новым жителем города Букваринска.

    Знакомство с новым звуком

Скажите, что я держу в руке (шар)

Правильно, произнесите последний звук в слове шар, как вы думаете это гласный или согласный звук? (согласный)

Докажите (воздух встречает на своём пути преграду: язык и зубы)

А теперь, у меня в руке не шар, а …? (шары)

Правильно, произнесём хором последний звук в слове шары (ыыы), произнесём ещё раз (ыыы)

Встречает ли воздух на своём пути преграду при произнесении этого звука? (нет)

Так как вы думаете это гласный или согласный звук? (гласный)

Правильно. Произнесите звук ы. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук?

(язык чуть приподнят, находится у нижних зубов, губы растянуты)

Сейчас, я буду называть слова, если в этих словах есть звук ы, то покажите солнышко, а если нет – тучку:

рыбка, шар, сыр, крыша, лиса, мышка.

А теперь мы познакомимся с печатной буквой ы, которая обозначает звук ы

Учитель переворачивает карточку.

Мы сказали, что звук ы гласный, поэтому в городе Букваринске этот звук поселился на улице гласных

Демонстрация плаката с городом Букваринском. Плакат вывешивается на доску.

Ученики приготовили для вас стихотворения о букве ы, послушайте.

Мы услыхали от совы,

Что нету слов на букву

(Е.Благинина)

Бывает эта буква

В конце капусты, брюквы

И в середине дыни.

(Е.Григорьева, И.Гамазкова)

Что вы узнали о букве ы? (нет слов на букву ы, она находится в середине или в конце слова)

Эти стихи живут и на страницах нашей азбуки. Откройте азбуку на с. 32.

Какая буква выделена? (буква ы)

В каких словах выделена буква ы? (Мы, услыхали, совы, ы,

А в этом стихотворении, какая буква выделена? (буква ы)

В каких словах выделена буква ы? (бывает, капусты, брюквы, дыни).

    Упражнение на формирование навыка выразительного чтения

Послушайте стихотворение В. Берестова (с. 33)

Выпускаем цветные шары.

Пусть летят они выше горы,

Выше крыши и выше луны

И вернуться назад с вышины.

Вам понравилось это стихотворение?

Читает подготовленный ученик.

До этого мы работали со стихотворениями, в которых буква ы была выделена, а теперь попробуйте сами найти её в этом стихотворении.

Возьмите в руки карандаши и аккуратно зачеркните букву ы.

В каких словах вам встретилась буква ы? (Выпускаем, цветные, шары, выше, горы, выше, крыши, выше, луны, вышины)

    Работа с рисунком, упражнение на развитие речи (учебник, с. 32)

Вы заметили интересный рисунок на предыдущей странице?

Рассмотрите его. Расскажите, что вы видите на этом рисунке.

На рисунке изображены различные предметы. А есть ли среди них такие предметы, в названиях которых есть звук ы? Назовите слова, в которых есть звук ы (крынка - глиняный для , мыши, часы, сыр, дырки, пагоны)

Физкультминутка

    Упражнение в изменении формы слова (единственное и множественное число)

Переверните страницу. Вверху рисунок. Рассмотрите его.

Я произнесу слово, а вы покажите пальцем на тот рисунок, о котором я говорю

Кукла (указывают на левый рисунок)

Куклы (указывают на правый рисунок)

Какие куклы изображены справа? (петрушка, Мальвина, клоун)

Почему в первом случае вы сказали слово кукла, а во втором куклы? (потому что на первом рисунке одна кукла, а на другом несколько)

На доске появляются карточки Кукла - Куклы

Мы продолжим придумывать пары к словам

– Машина – (Машины)

Машина, а какую именно машину вы представили?

корзина – (корзины)

– игра – (игры)

А какие игры вы знаете, в какие вы играете?

    Упражнение в сопоставление слов, различающихся одним звуком

Посмотрите на доску (на доске картинка с игрушечным мишкой и карточка мишка) Прочитайте слово про себя

Закройте глаза (на доске карточка мышка)

Что изменилось в записи? (вместо буквы и стала буква ы) появляется и старая карточка)

Изменилось только начертание слова? А смысл остался тот же или нет? (нет)

А вы видели игрушечную мышку? (появляется картинка мышки)

    Работа с серией картинок

Посмотрите на следующую страницу азбуки. Вы узнали сказку по картинкам?

А как вам это удалось?

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет (4)

Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.(2)

Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. (1)

Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила. (3)

А сейчас я расскажу вам эту сказку целиком.

Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
– Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое – простое!

Дома покажите родителям эти картинки и постарайтесь сами рассказать им эту сказку.

VI . Итог урока

С каким звуком мы познакомились на уроке? (ы)

Какой это звук? (гласный)

А есть ли слова на букву ы? (нет)