Базаров — "лицо трагическое". Cочинение «Базаров - герой трагический

План

1. В чем суть нигилизма?

2. Характеристика Евгения Базарова

3. Что лучше - верность нигилизму или жизнь в ладу с собственной душой?

Евгений Базаров - главный герой романа а « », в основе которого лежит столкновение интересов двух поколений. Поколение «отцов» представлено братьями Кирсановыми - аристократами-дворянами. Поколение «детей» Аркадием Кирсановым, образованным молодым человеком, не вступающим в открытые споры с «отцами». И Евгением Базаровым, который четко держит позицию нигилиста. Нигилизм - это полное отрицание общепринятых ценностей, всех моральных норм, этики, гармонии.

Евгений как раз и отрицает все, что не приносит видимой пользы. Для него не существуют искусство, природа, эстетика, вера, любовь, семья. Все принятые устои общества не имеют значения для Базарова. Он с презрением говорит об «аристократишках», не стесняясь присутствия Кирсановых. А белые воротнички Павла Петровича и его «аглицкий» отутюженный костюм являются предметом насмешки для Евгения. Вступая в серьезный спор со старшим Кирсановым, Базаров обижает его прямыми высказываниями об искусстве, о дворянстве, об образовании. Занимаясь практической деятельностью, он идет рука об руку с наукой. Это характеризует Евгения с положительной стороны. Но тут же он отрицает всякое взаимодействие человека с природой в вопросе гармонии и единства. Базаров уверен, что природа - «не храм, а человек в ней работник». И лишь такой подход к делу является единственно правильным и неоспоримым.

Оставаясь верным своей идеологии, Базаров теряет любовь. То пылкое страстное чувство не принесло ему счастья, потому как разрушило бы все его материалистические принципы. Но поддавшись любви, Базаров оказался отвергнутым, что еще больше укрепило его в своих нигилистических убеждениях. Но самое страшное - это то, что Базаров так и не смог найти общего языка со своими родителями. Старики очень любили сына, а он всецело «посвятил» себя науке и идеологии. Возможно, Базаров мог стать одним из революционеров, декабристов - его характер подтверждает это. Но стоит ли отвергать все духовное и гармоничное, что есть в человеке? Стоит ли основываться лишь на практически полезных ценностях? Стоит ли отрицать очевидное, с чем человек бороться не в силах?

Иван Тургенев принадлежит к категории писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы. Самым известным из крупных его произведений является роман «Отцы и дети», который спровоцировал бурную полемику в обществе сразу же после выхода в свет. Тургенев предвидел такую реакцию читающей публики и даже желал ее, специально посвятив отдельное издание Белинскому (тем самым бросая вызов либеральной интеллигенции): «Не знаю, каков будет успех, «Современник», вероятно, обольет меня презрением за Базарова – и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение» — писал автор в своем дневнике 30 июля 1861 года. Именно главный герой и его воззрения вызвали ожесточенные споры среди современников Тургенева.

Основная идея многих романов Тургенева – выражение особенностей времени через типические характеры. В центре внимания оказывается тот общественно-исторический тип, который представляет динамическое начало эпохи. Герой приходит в традиционное консервативное общество и разрушает его стереотипы, оказываясь жертвой той миссии, что возложена на него в силу обстоятельств. Его историческая задача – поколебать устоявшуюся рутину жизни, привнести новые веяния и изменить существующий уклад. Базаров – разночинец (из семьи обыкновенного сельского доктора), который поднимается вверх по общественной лестнице благодаря своим интеллектуальным способностям и личным достижениям, а не титулу, происхождению или богатству. Таким образом, конфликт в романе можно обозначить, как «разночинец в дворянском гнезде», то есть противопоставление человека труда праздному дворянскому обществу. Такой герой всегда одинок, путь его мрачен и тернист, а исход непременно трагический. Он один не может перевернуть мир с ног на голову, поэтому его благие намерения всегда обречены, он, казалось бы, беспомощен, бездеятелен, даже жалок. Но его миссия заключается в том, чтобы вырвать следующее поколения из омута равнодушия дедов, из их нравственного и умственного застоя, а не изменить свое поколение в одночасье. Это же реалистический роман, сюжет развивается по законам самой жизни.

Если Базаров — носитель исторического прогресса, почему же он все подряд отрицает? Кто такой нигилист? Нигилизм – это мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности и культуры. Герой отрицает даже любовь, поэтому его нигилизм можно назвать гротескным. Тургенев намеренно сгущает краски, чтобы усилить драматизм произведения и провести Базарова через «медные трубы» — взаимное чувство к Одинцовой. Так он проверяет героя (это его излюбленный прием) и дает оценку целому поколению. Несмотря на свое тотальное отрицание, Базаров способен испытывать сильную страсть к женщине, он — настоящий, его порывы и мысли естественны. В отличие от второстепенных героев, которые фальшивят и прикрываются нигилизмом, чтобы произвести впечатление, Базаров искренен и в ненависти к старым порядкам, и в любви к Одинцовой. Он противоречит себе, влюбляясь, а открывает новые грани существования, познает полноту его. Проверку он прошел. Даже Тургенев (дворянин, чиновник, представитель более консервативного лагеря, чем Белинский, например) проникся симпатией к своему герою.

Так автор писал о Базарове: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». То есть, в понимании Тургенева нигилист – революционер, человек, противопоставляющий себя существующему общественному порядку. Герой действительно отвергает утвержденные и освященные государством институты и идейные концепции. Он – материалист, который ставит себе цель служить прогрессу общества и по мере сил очищать его от предрассудков. И впрямь революционный подвиг! Базаров обрекает себя на непонимание и одиночество, вызывает в людях страх и отчуждение, а свою жизнь ограничивает службой. То, что он так настойчиво все отрицает – лишь отчаянный протест человека, который «один в поле воин». Излишний радикализм подобен громогласному крику вопиющего в пустыне. Только так его услышат, только так его поймет следующее поколение. Ему предстоит воплотить все то, что не успеет сделать Базаров. Как и подобает миссии, он умрет молодым, оставляя своеобразных «апостолов» насаждать новые идеи и вести людей к будущему.

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит в преддверии будущего...» Иван Сергеевич досадливо поморщился и отложил перо. Смеркалось. За окном спешили со службы какие-то люди в длинных шинелях. На дворе стоял тысяча восемьсот шестьдесят второй год. Центральная фигура повествования - это Евгений Базаров, уже не просто человек, а тип человека своего времени, очерченный резко и ясно.

В конце романа герой умирает. Отношение читателей к такому финалу было достаточно противоречивым. Герцен писал, что завершение жизни Базарова тифом - это худшая из услуг, которые мог оказать ему автор. По его мнению, наука могла бы спасти"Базарова, дать ему то, что он искал. Но, с другой стороны, «Отцы и дети» - это больше, чем просто роман, это отражение эпохи, и Базаров - не просто герой, а «человек времени». Верно дописать его портрет может только время. Надо подождать, когда уже сам Базаров станет «отцом», когда придет новое поколение «детей». Умирая, Базаров говорит: «Я нужен России... Нет, видно не нужен...» С одной стороны, это досада на самого себя, на то, что вздумал искать истину, изменить мир и... умер, а с другой стороны, этот мучивший его вопрос - одна из главных проблем существования Базарова. Кто нужен России: он или мясник, сапожник, ремесленник? Нужен ли его нигилизм? Тургенев не дает ответа на этот вопрос. Вместо этого мы видим небольшое сельское кладбище в одном из уголков России, видим, что Тургенев, как мастер слова, не только нашел наиболее сильное и достойное завершение романа (это для читателей), но и простым человеческим жестом (а это уже для себя) дал мятежной душе Базарова возможность примирения, покоя, тепла, вечности, которыми он был обделен. Трагичность Базарова в самом его существовании, в том, что он не находит «своей» истины в жизни.

Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» разворачивается в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году. Это время выхода на общественную арену нового сословия - разночинцев. Накал политических страстей накануне крестьянской реформы 1861 года был очень велик.

Тургенев в своем произведении ставит перед собой задачу максимально объективно показать слабые и сильные стороны представителя нового общества. Главное лицо романа - Базаров - молодой человек, ничего не принимающий на веру и отрицающий любые принципы. " Свои взгляды герой высказывает в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей своего друга. Это главный оппонент Базарова, наделенный таким же «бойцовским» темпераментом, как и сам Евгении, и спорах с Павлом Петровичем Базаров предстает как рационалист материалист. и хотя автор признает, что в материализме есть ценное начало, он наделяет Базарова вульгарно-материалистическими, то есть самыми крайними взглядами (которые были присущи многим представителям молодого поколения).

Далее, на протяжении всего романа, Тургенев раскрывает слабые стороны этой позиции. Базаров не видит различия между живыми существами (человек - это «та же лягушка») и старается объяснить все в человеке с точки зрения физиологии, не принимая во внимание ни психологию, ни умственные способности, игнорируя духовную жизнь человека.

Можно сказать, что вообще все истинно человеческие, с точки зрения автора, проявления, весь мир чувств, воспринимаются Базаровым лишь как слабость.

Опровергая взгляды героя, Тургенев прибегает к излюбленному приему - «испытанию любовью». Базаров встречает Одинцову, и именно с этого момента Евгения приобретает трагический оборот. Намечается конфликт в душе Евгения. Чувство, которое он испытывает впервые, сталкивается с его мировоззрением и убеждениями, которые уже стали частью его самого.

Постепенно мы видим, что Базаров - не такая цельная натура, как казалось в первой части произведения. До встречи с Одинцовой ему не было равных, никто не мог ни повлиять на него, ни как-то переубедить. И сам Базаров знал и чувствовал это. Он жил, подчиняясь лишь своей воле, своим желаниям. Но после знакомства с Одинцовой герой каждое свое убеждение подвергает сомнению, и Тургенев так и не показывает человека, который мог бы противостоять ему.

Объяснение с Одинцовой является как бы кульминационной точкой романа. После этой сцены начинается медленный путь героя к трагической развязке. Фактически, полный крах своего мировоззрения Базаров осознает в разговоре с Аркадием, когда они лежат под стогом сена в имении родителей Базарова.

Трагическое противоречие в душе Базарова разрешается единственно возможным в трагедии способом - смертью героя. Есть какая-то мрачная ирония в том, что человек, верящий единственно в естественные науки и медицину, умирает от пореза при вскрытии трупа. Перед смертью в душе Базарова происходит примирение. Он смягчается, открывается для любви, становится более терпимым по отношению к родителям, просит отца поберечь мать - скрыть от нее всю тяжесть его положения. Он перестает сопротивляться любви к Одинцовой.

Итак, трагическое противоречие разрешается неким примирительным аккордом. Тургенев опровергает воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам не какую-то отвлеченную теорию, а законы, по которым существуют человек и природа. Герой считал, что «сначала надо место расчистить», а строить будет кто-то на этом пустыре. Абсурдность этого убеждения автор раскрывает в словах о «жизни бесконечной». Все развивается в обществе, как и в природе, - постепенно, естественно. И слова об отцах и детях в устах Тургенева приобретают новый смысл. Не только противостоят эти понятия в жизни. Нет, в жизни человечества связь идет именно по цепочке - от отцов к детям.

"Отцы и дети" И. С; Тургенева - это произведение, отразившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, характерные черты предшествующих десятилетий. Предыстория любого из героев романа, его портрет добавляет в описание эпохи необходимые детали. Однако,не все персонажи произ- водят одинаковое по силе ощущение на читателя. Главный герой романа - Базаров. Именно эта личность вызвала больше всего споров в обществе и литературной критике XIX века. "Базаров" называется и статья Д. И. Писарева, лучше всех в свое пора сумевшего понять сложный характер, созданный Тургеневым. Определение, данное критиком герою ("лицо трагическое"), до сих пор остается одним из самых употребляемых в статьях о Базарове. Но содержание трагедии понимается по-разному.

Первое, на что мы обращаем чуткость, читая роман, - это противопоставление героя и окружающего общества. Базаров - нигилист, то есть человек, врывающийся в мир обыденности с совершенно непривычными для собеседников, например для братьев Кирсановых, взглядами, с желанием разрушить основы существующего мироустройства. Позиции разночинца и дворян-помещиков непримиримы. Их различие - источник постоянных споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь.
Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неминуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды. Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе.

Не стал единомышленником Евгения и "мякенький, либеральный барич" Аркадий. Он и в начале романа, говоря о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже рассказывает о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова - лучшее подтверждение того, что Аркадий - всего лишь копия отца. Он "свил гнездо", отказавшись от "горькой, терпкой, бобыльной жизни".

Базаров оказывается совершенно одиноким. На первый взгляд его участие в социальном конфликте эпохи может послужить достаточной причиной, чтобы вещать о нем как о "лице трагическом"! Но сам герой не ощущает себя несчастным. "Нас не так мало, как вы полагаете", - бросает он Павлу Петровичу в споре. На самом деле Базаров доволен тем, что не встретил "человека, который не спасовал бы" перед ним. Евгений самоуверен. Он понимает всю сложность решения задачи ("место расчистить"), но и свои силы считает достаточными для того, чтобы "обломать дел много". Понимание и поддержка ему не нужны.

Трагедия Базарова в другом. Он реально сильная, незаурядная личность. Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему поставленная проблема в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование "загадочного взгляда", любви, "принсипов", или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова содержится в том, что он не смог не примечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выражении лица Анны Сергеевны "что-то особенное", впустил в комнату "темную, мягкую ночь", наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: "Нравится тебе дама... - старайся достичь толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись - почва не клином сошлась".

Евгений видел, что нигилизм не мог объяснить реальную жизнь. Перед героем встала проблема переоценки ценностей, проблема сложная постоянно, а особенно тогда, когда человек так верил в то, что теперь должен отвергнуть, когда надо отказаться от сознания себя "богом", признать всю нематериальную сторону жизни.

Трагизм личности Базарова содержится в том, что, будучи нигилистом и в то же пора неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию необходимости сломать многое из того, что строилось годы. Мыслящий сторонник любой узкой теории рано или поздно приходит к разочарованию в ней. Такова судьба Евгения.

Это только одна из проблем героя. Не менее ощутима для него и другая. Базаров готов свершить нечто необыкновенное, но оказывается, что в окружающей его жизни нет места подвигу. Поняв это, Евгений обращается к занятиям медициной в имении отца. Но сам он не собирался быть земским врачом; не видели его в этой роли ни Аркадий, ни Одинцова, ни отец. Базаров томится без дела, которое захватило бы его полностью, потребовало от него использования всех талантов и знаний. Смирившись с обыденностью жизни, Евгений не проявил бы себя, поэтому Тургенев убивает своего героя. Базаров растрачивает свои силы лишь на то, чтобы умереть достойно, не найдя себе иного применения из-за неспособности видеть великое в малом. Но такой задачи Тургенев не ставил перед созданным им персонажем. Писатель считал, что энергия Базарова невостребована, так как тот слишком рано родился.

Бессмысленная смерть стала причиной ещё одной трагедии. Незадолго до заражения крови Базаров начал прислушиваться к людям, ощутил свою неприкаянность, пожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление слышно в его последнем разговоре с Аркадием.

У независимого Базарова не могло быть жены и детей, "гнезда", не только потому, что не было достойной его женщины, но ещё и потому, что он "не был создан" для семьи. Он не был мужем, как и не был сыном. Любовь к родителям

Если базаровщина болезнь, то она - болезнь

нашего времени и ее надо выстрадать.

Д. И. Писарев

“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит в преддверии будущего...” Иван Сергеевич досадливо поморщился и отложил перо. Смеркалось. За окном спешили со службы какие-то люди в длинных шинелях. На дворе стоял тысяча восемьсот шестьдесят второй год. Центральная фигура повествования - это Евгений Базаров, уже не просто человек, а тип человека своего времени, очерченный резко и ясно.

Роман “Отцы и дети” - это больше, чем роман, это время, отразившееся в авторе, как в зеркале, стык двух эпох, столкновение мира “отцов” и “детей”. Ответ на вопрос: “Почему Базаров - лицо трагическое?” - заключен в двух последних строках приведенной выше цитаты: “… и все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит в преддверии будущего...”

Постараемся понять глубинный смысл, вкладываемый Тургеневым в эти слова, проследим судьбу героя глазами автора. Тургенев - один из лучших представителей отцов; может быть, сам того не осознавая, он больше сочувствует старикам, чем Базарову. Автор не щадит героя, наделяя его резкостью, неотесанностью, но, тем не менее, он остается честным, и мы видим Базарова, написанного, может быть даже вернее, чем это сделал бы более молодой писатель, принадлежащий поколению базаровых.

Кроме того, общественное положение Базарова и его родителей выбрано не случайно. Базаров идет своей дорогой не только потому, что он “более чуток к требованиям общественной жизни”, - он испытал эту жизнь на себе. Базаров - сын бедного уездного лекаря, который смог дать ему только существование. Всего, чего он достиг, он достиг трудом и терпением. Кому, как не такому человеку, иметь право называться революционером?

“… В его прошедшем было много труда и непобедимого терпения, а в его взгляде на будущее широко и обаятельно развертывалось светлое могущество его мысли”. Базаров проходит суровую жизненную школу и становится чистым эмпириком. Он отрицает все эмоциональные стороны восприятия, оставляя только “ощущения”. Называя “дрянью” все то, чего он и не знает (поэзию, искусство), Базаров верит только в могущество науки, доступное немногим. Даже книгу Бюхнера он рекомендует как популярную, то есть оставляя возможность для какого-то более глубинного (не “популярного”) понимания. Тургенев - не Базаров, поэтому мы не знаем “что” и “как” мыслит герой, мы видим только его поступки. Вы скажете: “И что же здесь трагично? Описан тип человека, который не мог не появиться на стыке двух эпох. И все”. Но все ли? Не трагична ли фигура человека, отказывающегося от искусства, поэзии, вечности? Отрицающего жизнь и любовь в глубинном понимании этих слов, но, тем не менее, стремящегося к ним всю свою жизнь. Базарову кажется, что он прочно стоит на своей позиции, ему не страшны никакие Кирсановы. Но тут на сцену выступает жизнь (или автор), создавая женщину, которую он полюбил. Любовь и смерть дорисовывают портрет Базарова, делая явным все то трагическое и противоречивое, что до этого скрывалось в тайниках души и не признавалось самим героем. Поистине несчастен человек любящий, но не признающий любовь. Правда, и жизнь еще не создала женщины, способной полюбить Базарова, равно как и мира, способного полностью его принять и понять. Базаров одинок, более того, он осознает свое одиночество.

В конце романа герой умирает. Отношение читателей к такому финалу было достаточно противоречивым. Герцен писал, что завершение жизни Базарова тифом - это худшая из услуг, которые мог оказать ему автор. По его мнению, наука могла бы спасти Базарова, дать ему то, что он искал. Но, с другой стороны, “Отцы и дети” - это больше, чем просто роман, это отражение эпохи, и Базаров - не просто герой, а “человек времени”. Верно дописать его портрет может только время. Надо подождать, когда уже сам Базаров станет “отцом”, когда придет новое поколение “детей”. Умирая, Базаров говорит: “Я нужен России… Нет, видно не нужен...” С одной стороны, это досада на самого себя, на то, что вздумал искать истину, изменить мир и… умер, а с другой стороны, этот мучивший его вопрос - одна из главных проблем существования Базарова. Кто нужен России: он или мясник, сапожник, ремесленник? Нужен ли его нигилизм? Тургенев не дает ответа на этот вопрос. Вместо этого мы видим небольшое сельское кладбище в одном из уголков России, видим, что Тургенев, как мастер слова, не только нашел наиболее сильное и достойное завершение романа (это для читателей), но и простым человеческим жестом (а это уже для себя) дал мятежной душе Базарова возможность примирения, покоя, тепла, вечности, которыми он был обделен. Трагичность Базарова в самом его существовании, в том, что он не находит “своей” истины в жизни.